Приймачук Елена Андреевна, воспитатель д/с "Солнышко" п. Новосёлки
Конспект экскурсии в музейКонспект экскурсии в краеведческом музее «Истоки» в ДОО. конспект разработан: Приймачук Елена Андреевна
Тема: «Экскурсия в музей». Возрастная группа: подготовительная группа. Цель: формирование речевой компетентности у детей посредством приобщения детей к истории и культуре малой Родины. Задачи: 1) ОО «Речевое развитие»: формировать у детей представления о своём посёлке в военные годы, о знаменитых людях посёлка. 2) ОО «Речевое развитие»: учить согласовывать слова в словосочетаниях: «красный…», «красное…» и т.п. 3) ОО «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать формировать представления о себе, как участнике общей деятельности, об отношении к ней и способы поведения, соответствующие этим представлениям. Предварительная работа с детьми: проведение целевых экскурсий по территории своего посёлка, в краеведческий музей детского сада «Истоки»; проведение бесед с детьми о ВОВ; рассматривание фотографий «Ветераны ВОВ»; разучивание стихотворений и пословиц о Родине, о войне; беседы о достопримечательностях посёлка Новосёлки. Подготовка воспитателя: подготовила материал для реализации занятия, разработала конспект. Оборудование и материалы: фотоматериал, представленный в музее на тему история нашего посёлка, наш посёлок в военные годы, знаменитые люди посёлка, наш посёлок в настоящее время; музейные экспонаты.
Ход экскурсии
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда именно, вы узнаете, отгадав загадку: В нём предметы старины До сих пор сохранены, Любознательный народ Поглазеть на них идет. Дети: Музей. Воспитатель: А что такое музей? Дети: Музей - это место, где хранятся различные предметы. Воспитатель: Правильно, и все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты». Дети: (Произносят слово «Экспонаты») Воспитатель: Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, в историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие об истории города, края или даже целой страны. Как вы думаете, а какие экспонаты представлены в краеведческом музее? Дети: Вкраеведческом музее, представлены экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. Воспитатель: Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки? Дети: Машинки, кукол, вкладыши … Воспитатель: Сбор таких предметов называют коллекцией. Коллекции разных предметов очень часто выставляются в музеях. И это уже называется выставкой. Ребята, а что такое экскурсия? Дети: Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. Воспитатель: Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом. Но прежде чем идти в музей, мы должны с вами вспомнить как нужно себя вести в музее. Дети: В музее нельзя трогать экспонаты без разрешения, бегать и шуметь, перебивать экскурсовода… Воспитатель: Вы правы, ведь если вы будете громко говорить или бегать, то будете мешать другим. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Теперь мы готовы отправиться на экскурсию в музей нашего детского сада. Основная часть Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на выставки и экспонаты, которые хранятся в музее. Скажите, какой наш музей? Дети: Наш музей краеведческий. Воспитатель: В музее много выставок, которые рассказывают многое о нашем посёлке, нашей малой родине. Посмотрите, о чём нам может рассказать это выставка? (показывает на выставку «Как всё начиналось») Дети: Эта выставка рассказывает об истории нашего посёлка. Воспитатель: Следующая выставка расскажет нам о нашем посёлке в военные годы (подходят к выставке «Одна на всех беда»). Главным испытанием для нашего посёлка была Великая Отечественная война. Мужчин начали забирать на войну в первый же день: сначала тех, кто старше, потом помоложе. Забирали прямо с поля, давая возможность наскоро забежать домой, переодеться и сразу же увозили. Спешили на помощь сражающемуся народу и выпускники нашей школы. После выпускного вечера на следующий день многие ехали в военкомат, чтобы попроситься добровольцами на фронт. Как жили и работали в то время? Все работали от зари до зари. Средняя школа принимала активное участие: учащиеся, под руководством учителей работали на полях совхоза, занимались прополкой зерновых культур, принимали участие в сеноуборке, в уборке урожая, в обработке зерна, работали на огороде бахчёвых культур и лесозаготовках. Было тяжело всем. Для замены ушедших на фронт механизаторов в совхозе были открыты курсы трактористов, на которых обучались тракторному делу молодёжь и женщины. Садились на трактора, пахали, сеяли, убирали. В победе над фашизмом велика роль не только ратного подвига на фронте, но и трудового подвига в тылу. Более 500 человек отдал фронту совхоз, с родины малой, чтобы защитить большую. Много людей не вернулось с войны. Их имена высечены на обелиске Славы, который воздвигнут в память о тех, кто сражался за счастье своих близких, за свою Родину. Недаром говорится «Родина - Мать, умей за нее постоять». Ребята, а вы знаете пословицы о родине, о военном долге? Дети: «Жить - Родине служить» «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» «Береги землю родимую, как мать родную». «Счастье Родины - дороже жизни» «За правое дело стой смело»… Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь находятся предметы военного времени: каска, патроны различных калибров к стрелковому оружию; фляжка; модели военной техники, солдатики; семейные реликвии (ордена, медали, документы). Скажите, а для чего нужна была каска? Дети: Чтобы защищать головы солдат. Воспитатель: Давайте поиграем с этими предметами в игру «Угадай, чего не стало?» (воспитатель накрывает предметы салфеткой, незаметно убирает один предмет, дети должны назвать предмет, которого не хватает) Воспитатель: Во время войны в совхозе продолжали работать школа, детский сад. Всё это не было заброшено, работал даже красный уголок и клуб. Ребята «красный уголок» - это специально отведённое помещение, в котором проводилось чтение газет, настольные игры, пение, развлечения. Война – войной, а душа отдыха просит. В совхозе было много эвакуированных. Это люди, которые приехали с тех мест, где шли бои. Большая их часть была городские жители. Они ставили спектакли, концерты (переходят к другой выставке). Среди эвакуированных из Ленинграда в наш совхоз приехала семья Леонтьевых: мама Екатерина Михайловна, её старшая дочь Людмила и младшая Валя, ставшая впоследствии знаменитой телеведущей. Валентина Михайловна Леонтьева родилась в Петрограде, сейчас — Санкт-Петербург (показывает фотографию). За годы своей долголетней работы на телевидении Валентина Михайловна вела множество детских передач, а также многие другие любимые и популярные в то время телевизионные программы. На её детских программах выросло не одно поколение россиян. Миллионы детей ждали передачи «В гостях у сказки» и «Спокойной ночи, малыши!». А сама Валентина Михайловна заслужила почётный титул — «тётя Валя» Советского Союза. На одном из домов нашего посёлка на улице Новый Микрорайон, где жила последние годы Валентина Михайловна, установлена мемориальная доска, хранящая память об этом знаменитом человеке. Ребята, а какие ещё мемориальные доски знаменитым людям находятся в нашем посёлке? Дети: Когда мы ходили на экскурсию в школу, мы виделина стене мемориальную доску. Воспитатель: Да ребята, на здании школы установлена мемориальная доска в память о Костине Михаиле Николаевиче. Он долгое время был директором совхоза Н.К.Крупской, так раньше назывался наш посёлок. Под его руководством построили свинокомплекс, коровник, а самое главное выращивали хлеб. Его очень уважали, ведь Михаил Николаевич работал для того, чтобы люди достойно жили. Были построены квартиры со всеми удобствами, проложен асфальт. В совхозном спорткомплексе тренировались спортсмены, дети ходили заниматься в музыкальную школу. Сам Михаил Николаевич очень любил музыку, писал стихи. Может поэтому он старался помочь культуре села. Школе он уделял особое внимание, прекрасно понимая, что основное пополнение рабочих рук может быть только отсюда. Детям был выделен участок, трактора, комбайны, плуги. Ребята не только учились сельскохозяйственному труду, но и зарабатывали деньги. По просьбе коллектива учителей и учащихся Зерносовхозская средняя школа стала носить имя Героя Социалистического труда Костина Михаила Николаевича. Воспитатель: Ребята, посмотрите на следующую выставку, что вы можете рассказать о нашем посёлке, глядя на неё, какой он сейчас? (подходят к выставке «Новосёлки – наш мини городок») Дети рассказывают о посёлке, опираясь на фотографии и экспонаты выставки. Ребёнок: Сейчас наш посёлок большой, красивый. Он как маленький городок. Построили много разных зданий. Это - школа, музыкальная школа, больница, почта, столовая, пекарня, храм, дом культуры. В нашем посёлке живут люди разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши. Люди в нашем посёлке живут дружно, помогают друг другу. Заключительная часть Воспитатель: На этом наша экскурсия заканчивается. Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали? Дети: Мы узнали, как жили люди в совхозе во время войны. Многие ушли воевать, женщинам и детям приходилось много работать… Воспитатель: Ребята, с какие новые слова вы сегодня узнали. Дети: Выставка, экспонаты, коллекция, красный уголок. Скажите, а что такое «красный уголок»? Дети: Красный уголок – это помещение, где люди отдыхали, читали газеты, пели… Воспитатель: А что ещё в старину называли «красным»? Дети: Красная девица, красный угол, красный сарафан, красное солнышко… Воспитатель: Вам понравилась наша экскурсия? Воспитатель: А сейчас вы можете рассмотреть экспонаты поближе и поделиться своими впечатлениями друг с другом. 29 декабря 2019 в 20:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.